Актуально по состоянию на: осень 2019 г.
Автолюльки бывают, автокресла-переноски, просто собственно автокресла, универсальные или трансформеры, бустеры* со съемной спинкой и просто без спинки. Автокресла, которые крепятся ремнями безопасности автомобиля или специальными встроенными системами типа ISOFIX. Которые крепятся просто на сиденье машины или на специальную дополнительную базу. Те, что легко помещаются в школьный портфель как Mifold™ и те, что можно устанавливать на раму от коляски, как Cybex Cloud Q.
*)бустер (от англ. boost – поднимать, подталкивать) – дополнительная «сидушка» без спинки, продвинутый «подпопник», чтобы приподнять тело ребенка на сиденье автомобиля для правильной фиксации штатным ремнем безопасности.
Мы в Baby Service сдаем в аренду автокресла уже давно (почти 7 лет), много и часто. А самое главное у нас их имеется разных, на все возрастные группы и различных ведущих брендов. Так что уже не только теории, а и собственного опыта накопилось предостаточно, чтобы поделиться важными моментами с вами и помочь сделать правильный выбор автокресла для вашего малыша.
Детские автокресла конечно же очень разные:)
И дело тут не только в торговой марке, бренде или цвете. Хотя это тоже важно при выборе автокресла. А как же! Но все-таки. Самое главное то, что детки в разном возрасте имеют разный вес и рост. И растут, и меняются они очень быстро. А вот автокресло должно все время максимально подходить под эти разные «технические характеристики» ваших деток.
Ведь основная задача детского автокресла – это чтобы полиция не приставала обеспечение безопасности малыша при поездке в машине. Да удобство, да комфорт, да не мешать водителю-маме-папе, да под цвет салона :) но в первую очередь задача автокресла – это всё-таки безопасность. Т. е. в случае чего – сохранить жизнь и уберечь от травм. А «случай» – это не обязательно ДТП, это может быть даже просто резкое торможение или поворот машины.
Итак, чтобы вот эту безопасность деткам в автомобиле обеспечить, выпускаются автокресла различной конструкции. Они рассчитаны на разный вес, рост и возраст ребенка. В странах Европы использование детских автокресел давно является обязательным и достаточно четко регламентируется. Правила немного отличаются в каждой отдельной стране, но за отсутствие автокресла или даже использование не сертифицированного как минимум достаточно серьезно штрафуют.
По состоянию на 2019 год в Европе параллельно работают два стандарта, которым должны соответствовать детские автокресла:
Эти стандарты приняты Европейской экономической комиссией ООН (United Nations Economic Commission for Europe). Отсюда и буквы«ЕСЕ» в обозначении стандарта.
На рынке могут попадаться еще автокресла с маркировкой R44/03 (3-я редакция). Но кресла по этому стандарту выпускали до 2009 года. Т. е. с тех пор прошло уже 10 лет, а это максимальный срок, который некоторые производители гарантируют для использования автокресел. Лучше с такой маркировкой автокресла не покупать.
Если вы собираетесь в путешествие на машине в Европу или планируете там брать машину напрокат, то вам необходимо автокресло, сертифицированное либо по стандарту ECE R44/04, либо ECE R129.
R129 (i-Size) – это самый новый стандарт, который находится еще в стадии реализации и доработки. Чем отличается от предыдущего? Зачем он? Об этом самые любознательные могут почитать в другой нашей статье.
Так на всех автокреслах (или как они называются официально – «детских удерживающих системах») должна быть маркировка соответствия одному из этих стандартов. Обычно она находится на задней стороне автокресла и имеет определенный формат. Кстати, в таких странах как США, Канада, Австралия, Япония и др. есть свои стандарты по перевозке маленьких пассажиров.
Это важно учитывать, если вы, например, собираетесь туда в путешествие с грудным ребенком и хотите взять с собой автокресло-переноску. Такие переноски разрешены (всегда ли? – уточняйте перед вылетом!), а иногда даже рекомендовано использовать в самолете. Так вот европейский вариант может просто не подойти! Узнавайте обязательно заранее такие нюансы.
Вот так выглядит маркировка сертификации автокресел
ECE R44/04
На бирке указан номер стандарта ECE R44/04, по которому сертифицировано автокресло и весовая группа/группы. Это самое главное. Также – страна, где было сертифицировано автокресло (буква «Е» с цифиркой), и в самом низу номер испытаний. Может еще быть указан производитель, дата производства и другая служебная информация.
ECE R129 (i-Size)
На бирке также указан стандарт – i-Size, на какой рост ребенка рассчитано автокресло и до какого максимального веса ребенка можно его использовать. Остальная информация аналогична предыдущей бирке.
У нас в Украине пока что нет обязательной сертификации автокресел, да и в правилах дорожного движения тоже нет жестких требований к тому, какие это должно быть «удерживающие устройства». Там просто сказано, что запрещено перевозить «детей, рост которых меньше 145 см или тех, кто не достигли 12-летнего возраста, - в транспортных средствах… без использования специальных приспособлений, которые дают возможность пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией этого транспортного средства».
Но если мы опять-таки думаем о безопасности нашего маленького пассажира, тогда и ориентируемся на европейские стандарты. И машины у нас в основном европейские, и ездим если на машине в основном в Европу, да и «собаку съели» они уже там давно в разработке этих стандартов. Первый из них – R44/01 был принят аж 1982 году.
Что дает сертификация автокресла по этим стандартам?
Стандарты обязывают производителя при разработке автокресел придерживаться определённых минимально необходимых требований для обеспечения безопасности ребенка в машине: конструкция, качество материалов, надежность крепления, проведение испытаний (краш-тестов) и др.
А есть еще независимые тестирования и рейтинги детских автокресел. Одни из таких и, пожалуй, самый известный – это ADAC краш-тесты. Если интересно, то можно подробнее про ADAC почитать вот тут.
Требования в этих тестах обычно еще серьезнее обязательных стандартов. Так что если вы выбираете автокресло для покупки или напрокат, то рекомендуем обратить внимание не только на сертификацию, но и результаты таких краш-тестов.
Так вот.
Согласно стандарту R44/04 автокресла делятся на 5«весовых» групп. За основу принята только масса (вес) ребенка.
Название группы | Вес ребенка | Возраст ребенка |
0 | до 10 кг | до 6 мес. |
0+ | до 13 кг | до 12-15 мес. |
1 | 9-18 кг | 9 мес. - 4 года |
2 | 15-25 кг | 3-7 лет |
3 | 22-36 кг | 6-12 лет |
На самом деле стандарт R44/04 не дает никаких привязок роста и возраста ребенка к группам. Их можно указать только в среднем и приблизительно. Ну, например, на базе известных таблиц норм веса и роста у детей:)
Теперь пройдемся чуть детальнее по каждой группе.
Группа 0 (до 10 кг)
Автолюлька. Установка кресла боком по ходу движения вдоль заднего сиденья. Ребенок находится в горизонтальном положении, что очень важно в таком возрасте для позвоночника. Фиксируется ребенок внутренними ремнями безопасности люльки. Этот вариант обязательный для недоношенных детей.
Группа 0+ (до 13 кг)
Автокресло-переноска. Груднички. Установка кресла лицом против хода движения. Причем для малышей до 9 мес. это условие обязательно по стандарту R44/04. Может устанавливаться на шасси коляски. Есть ручка для переноски. Часто можно использовать как люльку-качалку и кресло для кормления. Как правило есть несколько вариантов наклона – для удобства не только посидеть, но поспать. Фиксируется ребенок внутренними 3-х или 5-ти точечными ремнями безопасности. Вот одни из представителей этой группы: GB Artio, Maxi-Cosi Pebble, Cybex Cloud Q.
Группа 1 (9-18 кг)
Установка лицом против хода или по ходу движения. Фиксируется ребенок внутренними 3-х или 5-ти точечными ремнями безопасности. Также часто можно менять наклон сиденья, как и в группе 0+. Например: Maxi-Cosi Rubi XP, Maxi-Cosi Pearl.
Группа 2 (15-25 кг)
Это уже для детишек постарше. Установка лицом только по ходу движения. Внутренних ремней в них обычно нет. Ребенок фиксируются ремнями безопасности автомобиля. Кресло также крепится этими ремнями или же с помощью крепления Isofix. Чаще всего на рынке представлены для этой группы автокресла более универсальные, которые подойдут в том числе для категории 3. Например: Cybex Solution S-Fix или M-fix, Cybex Free-Fix ISOFIX, Britax Romer KIDFIX SL.
Группа 3 (22-36 кг)
А это уже для совсем больших маленьких пассажиров:). Установка тоже только лицом по ходу движения. Автокресло и ребенок фиксируются ремнями безопасности самого автомобиля. Это уже обычно даже не кресло, а специальная подкладка – бустер. Может быть с отстегивающейся спинкой или вообще без нее, может быть с подлокотниками как Graco Sport Luxe или вообще настолько компактное, что ребенок может носить его с собой, как бустер MIFOLD.
Универсальные автокресла
Часто в одном автокресле производители объединяют сразу несколько групп. Это универсальные или автокресла-трансформеры. Могут быть такие варианты автокресел.
Группы | Вес ребенка |
0+/1 | 0-18 кг |
1/2 | 9-25 кг |
2/3 | 15-36 кг |
0+/1/2 | 0-25 кг |
1/2/3 | 9-36 кг |
0+/1/2/3 | 0-36 кг |
Универсальные автокресла, которые совмещают в себе несколько весовых групп особенно удобны, когда ребенок находится, скажем так, в переходной стадии от одной группы к другой. Например, Caretero Defender Plus – это вариант 0+/1. Или вот Cybex Solution M-fix – вариант 2/3, т. е. для деток от 15 и аж до 36 кг, значит подойдет как для младших школьников, так и для ребят постарше.
В таких автокреслах регулируется высота спинки и подголовника и даже часто внутренний объем (боковушки слегка раздвигаются в стороны), чтобы обеспечить максимальный комфорт и безопасность для ребенка в зависимости от его роста и телосложения.
Универсальные автокресла или трансформеры позволяют пользоваться ими значительно более длительный период, не покупая для каждого возраста новое автокресло. Пожалуй, чистый вариант автокресла группы 2, например, сейчас будет и не так-то просто найти в продаже. Чаще всего это все-таки универсальные – типа 2/3, как Cybex Solution M-fix, Cybex Free-Fix Isofix или Britax Romer KIDFIX SL.
Есть такие кресла-трансформеры, которыми можно пользоваться практически от рождения и до 10-12 лет, когда «отстегивается» спинка и остается только бустер. Это как раз максимально допустимы срок использования автокресла. К таким, например, относится Graco 4Ever All-in-1 DLX:
Новый европейский стандарт безопасности ЕСЕ R129 (i-Size) вступил в действие в июле 2013 года. Этот стандарт предъявляет еще более жесткие требования к безопасности автокресел.
По новому стандарту НЕТ градации по весовым категориям. Нет теперь никаких групп. Классификация теперь базируется на росте ребенка. На автокреслах сзади на оранжевой бирке должен быть указан допустимый диапазон роста. Подбирайте автокресло как одёжку! Просто по росту ребятёнка. Этот подход, а также обязательное наличие системы крепления Isofix призваны облегчить как подбор, так и правильную без фатальных ошибок установку автокресла в автомобиле.
Maxi-Cosi AxissFix – автокресло представитель нового стандарта. Кстати можно взять в аренду у нас в Baby Service.
По новому стандарту в автокреслах как минимум для детей ростом до 105 см обязательно должно быть крепление Isofix. И крепиться такие кресла в машине тоже должны только с помощью этого крепления, а не ремнями безопасности. Так что если в вашей машине есть специальные скобы для Isofix (между спинкой и сидушкой заднего сиденья, см. инструкцию автомобиля), то скорее всего автокресло, сертифицированное по новому стандарту R129, вам подойдет. Хотя могут быть исключения. Производитель должен публиковать списки моделей автомобилей, к которым подходит данное автокресло.
Если же у вас на сиденье или в инструкции указано, что автомобиль соответствует стандарту R129 (i-Size), то и автокресло этого же стандарта точно подойдет. Такие авто выпускаются уже с 2014 года! Ищите маркировку в виде одной из таких вот пиктограммок на заднем сиденье или в паспорте автомобиля:
Многие продавцы у нас продолжают писать для автокресел, сертифицированных по новому стандарту i-Size, что они относятся, например, к группе 0+/1 или 2/3 и т. д. Это не корректно!
Нужно смотреть на какой РОСТ ребенка рассчитано конкретное автокресло! И с каким максимальным весом ребенка его можно использовать! См. пример бирки для кресла i-Size выше. В этом стандарте нет больше никаких весовых групп.
И еще, по новому стандарту ребенок до 15 месяцев должен обязательно! находится в автокресле лицом ПРОТИВ хода движения. А по стандарту R44/04 – до 9 месяцев. Это еще одно из главных отличий этих двух стандартов.
Немного маленьких советов для правильного выбора автокресла.
Вот на что обязательно стоит обратить внимание: